Сплав по реке Чирка-Кемь в Карелии

Автор: Андрей Пашкевич
Дата публикации: 26 августа 2009
Река Чирка-Кемь в Карелии Река Чирка-Кемь в Карелии
Река Чирка-Кемь в Карелии Река Чирка-Кемь в Карелии
Река Чирка-Кемь в Карелии Река Чирка-Кемь в Карелии
Река Чирка-Кемь в Карелии Река Чирка-Кемь в Карелии
Река Чирка-Кемь в Карелии Река Чирка-Кемь в Карелии

Я написал этот отчёт о походе по реке Чирка-Кемь на основе похода 6 — 13 августа 2009 года. Я много раз был там потом и сейчас многое написал бы по другому, но этот текст отставляю в версии 2009 года, каким он был на старом сайте, теперь я его выложил сюда, и в 2023 снова перенёс на новую версию сайта.

Это были первые водные походы КП которые мы водили с Юрой Агаповым, и сейчас я бы провёл это поход совсем по другому :) Делать так, как тут написано не надо.

И так…

Наша группа встретилась на станции Надвоицы, 2,5 часа на микроавтобусе и мы на берегу оз Пизма.

Заброску нам обеспечивал Зотиков Александр (+7-921-457-9499 zotal@yandex.ru, г. Надвоицы), мы давно пользуемся его транспортными услугами, довольны, всё хорошо, никогда не подводил.

День 0. 5 августа

Забрасывались мы до озера Пизма, там удобная стоянка вдалеке от посёлков, в отличие от Андроновой горы. Дорога от Надвоиц хорошая, асфальт. Но километров 10 очень раздолбаной, там делают новую дорогу, а в остальном хорошая дорога, особенно для Карелии. Около 2-2,5 часов езды и мы на месте. Поворот на озеро Пизма от шоссе на Тикшу, после пересечения реки Пизма, дорожка грунтовая, хорошо укатана, сухая, идёт до самого берега. На берегу маловато дров, стоянка посещаемая, но зато большая, просторная и сухая. Можно впихнуть хоть пару десятков палаток. Добрались мы туда уже ночью, хоть в Карелии и белые ночи, но в августе уже было темновато, фонарики пригодились.
Вода в нашем случае была очень высокой. Такая высокая вода там редко бывает, особенно в августе. Все пляжи и бани на маршруте были под водой.

День 1. 6 августа

Озеро Пизма обычное карельское озерцо с островками, 136 метров над уровнем моря, и около 3 км протяженности. С такой высоты начинается наш маршрут, на всей протяженности до Юшкозера река падает до 89 метров над уровнем моря. Тоесть падает на 49 метров. Немного восточнее нашей стоянки в озеро Пизма впадает одноимённая река, а само озеро соединяется с Мергубским озером.

Всё утро до обеда мы собирали катамараны и пообедав вышли. Проинструктировали участников и вперёд. Сегодня нас ждут только озёра, идеальное место что бы научиться грести. 
В этот раз нам повезло, ветра почти не было и мы быстро пересекли озеро Пизма. Вышли в более протяжённое и большое озеро Мергубское, где ветер уже успел разогнать небольшую волну. Его протяженность около 6 км, ближе к его северо-западному концу на берегу есть достаточно большая турбаза. 

Пройдя небольшую протоку мы попали в озеро Челгозеро, среднего размера озерцо, около 2 км. Встали мы на полу-островке в северо-восточном его конце. От берега его отделяло небольшое болотце, где можно найти дрова, и где ещё попадалась морошка.

В лесу росли грибы, в основном подосиновики. Стояночка красивая, в том районе есть ещё несколько хороших стоянок начиная от мыса на восточном берегу озера, вдоль северного берега, до начала реки Чирко-Кеми. Берега высокие, сосновый боровой лес, камни.

Река Чирка-Кемь, Карелия

День 2. 7 августа

Встали утром рано, вышли часов в 11, это для нас было нормально, никуда не торопились, времени было много, отдыхали мы. После Челгозера, Чирко-Кемь представляет из себя широкую реку с заболоченными берегами и почти без течения. Через полчасика гребли встретили ЖД мост новой ветки (постройка 1995 года), под мостом небольшой сливчик с перекатом.

Сразу под автодорожным мостом расположен порог Нахкопорог, проходимый по центру, потом река разбивается на 2 протоки, идём по правой, и после слияния сразу проходим Лоухипорог. Дальше река течёт достаточно спокойно до автомобильного деревянного моста под которым расположен порог Чавро, проходим под второй справа пролёт моста, при нашей воде порог залит, валов нет, только мощная струя под мостом. После нескольких перекатов и плёсов подходим к более серьёзному порогу Хаудо.

Просмотр с правого берега, так же вдоль правого берега идёт хорошая тропа для обноса, даже дорога а не тропа. Порог представляет из себя сначала небольшой слив с бочечкой, участок быстротока вдоль ряжевой стенки, большую бочку, по нашей воде с валом не меньше метра, и участок быстротока до высоких скал на левом берегу. Сразу после порога справа чалка и несколько хороших стоянок. Этот порог очень удобен для катания из-за удобного обноса. На это мы и потратили остатки дня.

День 3. 8 августа

После этого порога в 20 минутах находится порог Кривой, достаточно интересный и сложный порог требующий лавирования в струе.

Длина порога кривой около 350 метров, начинается он сужением реки, чалка справа, есть тропинка, но неудобная. Сначала в пороге идёт просто быстроток с валами вдоль ряжа, шли по центру. За ряжем суводь, проходим мимо неё левее, по струе, поворачивая налево, целясь в основную бочку приблизительно по центру русла. После бочки струя идёт вдоль левого скалистого берега. После порога участок спокойной воды, метров 150-200, вокруг высокие скалистые берега, это единственное такое место за весь маршрут. Особенную красоту этому месту придаёт мрамор, из которого состоят многие скалы здесь.

После этого спокойного участка начинается достатчоно сложный и порог Тахко-Падун. С воды его плохо видно и слабо слышно. Из себя он представляет огромный слив с котлом по середине. В этом месте реку перегораживает выход мрамора, а он имеет острые края, в отличие от большинства карельских порогов и опасен для судов и людей. Правее основного слива есть небольшая канализация пригодная для проводки судов, что мы и сделали. Проходить этот порог мы не планировали нашим не подготовленным экипажем.

После Падуна идёт участок быстротока и начинается огромный плес. На левом берегу стоит какая то турбаза, есть причал, несколько домиков и даже речной пароходик. Непонятно как его туда притащили.
Пройдя около 3 км встали на обед на левом берегу на высоком лесистом берегу.

Дальше течения совсем нет, но и с ветром нам опять повезло. Целиком плёс проходить не стали. Остановились на правом берегу, где то не доходя 6 км до Ледмозерских порогов, увидев красивую стояночку с дровами. Мы собирались делать баню, а дальше могли быть проблемы с дровами, да и заняты часто бывают стоянки после этого плёса.

День 4. 9 августа

Делали баню, отдыхали, наслаждались…

День 5. 10 августа

Позавчера была отличная тихая погода, а теперь поднялся очень сильный встречный ветер. Оставшиеся километры плёса дались нам труднее чем весь предыдущий плёс. Местами налегали на вёсла как могли, а катамаран почти стоял на месте. Хуже всего было ребятам на двойке, им даже пришлось часть пути тащить катамаран по берегу. Но всё же скоро мы были у Ледмозерских порогов. Проходим без просмотра, пороги простые, ряжевые стенки по бокам, иногда требуется лавирование, местами слегка прижимает, но ничего сложного.

После Ледмозерских порогов река спокойная, проходим несколько плёсов и встаём на обед около впадения реки Раста, в красивом сосновом лесу.
После полутора-двух часиков гребли по плёсам проходим порог Кильбо, достаточно простой порог, проходим порог Омас и после очередного плёса подходим к порогу Никутный. По левому его берегу идёт ряж, выходим немного не доходя до ряжа, вдоль берега есть тропинка.

Проходим по центру, валы около метра, во второй трети порога слева есть интересная бочка около берега. (По низкой воде там торчит камень) На правом берегу после порога есть избушка. Идём дальше.
Проходим порог железные ворота, который представляет из себя серию не сложных перекатиков требующих лёгкого лавирования между камнями.

Проходим ещё несколько не сложных порогов, пожалуй только в пороге Раух хорошо тряхнуло наши каты в его высоких валах, которые периодически схлопывались. Ориентир — за порогом виден огромный камень в русле по середине реки.
Проходим пороги Островной и Елоха, после которых начинается длинный порог Рокконен.

Порог можно просмотреть с правой стороны, но по моему бесполезно, все камни не запомнишь. Шли без просмотра, в пороге необходимо хорошо лавировать и держаться струи, в русле очень много камней, в нижней части порога на выходе ощутимые валы. (На входе в порог есть острые камни, в 2010 году там распороли катамаран)

Через 10 минут на правом берегу тусовочное место и много стоянок, есть ларёк. Проходим мимо, нам такое не годится. Вскоре начинается порог Сосновый, состоящий из четырёх ступеней. В пороге достаточно держаться струи и отгребаться от камней и берегов, на которые иногда выносит. Место это очень красивое, соответствует названию. 

Уже давно было пора останавливаться на ночлег, но достаточно хорошую стоянку всё так и не удавалось найти. Или там было очень много народу, или стоянка не столь живописная, или комаров и мошек слишком много. В общем так и догребли мы до Шалсари, тем более что оставалось не далеко. Острова Шалсари образуются в следствии разделения реки на множество рукавов, на островах есть стоянки, достаточно хорошо с дровами.

День 6. 11 августа

День 7. 12 августа
После банного дня поднялись не рано, но мы никуда и не торопимся :)

Серьезных порогов после Шалсари больше нет, идём без просмотра мелкие порожки, пожалуй интересным является порог Олений, длинной около 800 метров с несколькими ряжевыми стенками. Просматривать его смысла нет, лавировать в струе нужно. Порог Лоухи так же ничего сложного из себя не представляет. После него начинается порог Горшок, около 200 метров длинной, ориентир — ряж справа, около него можно выйти на берег посмотреть порог. Проходим по основной струе, ближе к ряжу. Ряж разделяет струю на две части, основную — правую, и мелкую левую. Левая вся завалена камнями. В правой есть интересная бочечка.

Отсюда до Борового 1,5-2 часа хода, здесь многие группы завершают маршрут, но мы проходим мимо. В Боровом бывают проблемы с местным населением, и ночевать рядом с ними нам совсем не хочется. Идём дальше, течение быстрое, река широкая. Под ЖД мостом небольшой перекатик.

До порога Ниласкоски река течёт спокойно но быстро, после него встаём на правом высоком песчаном берегу. Там огромные малопосещаемые  поляны, вокруг чистый и красивый лес.

День 8. 13 августа

Оставшийся путь до Юшкозера был достаточно монотонным, река широкая, течение местами есть, но в основном его нет. Ближе к посёлку Юшкозеро (старое Юшкозеро) река начинает разветвляться на многие рукава и сильно петлять, аккуратно выбираем нужные ответвления, проходим под несколькими мостами в Юшкозере и выходим в озеро Юшкоярви. Путь в нём промаркирован насыпанными кучами камней в озере, оставшиеся наверно со времён лесосплава. После Юшкозера начинается Кемь, она больше Чирко-Кеми раза в 2, течёт достаточно быстро. Пройдя пару километров мы встаём на левом берегу метрах в 500 после небольшого порожка, не доходя приблизительно столько же до автомобильного моста. Там есть удобное место для разборки судов, есть дрова и нет местных жителей. Следующее не плохое место для разборки судов после моста на левом берегу, метрах в 300-500 после моста на высоком песчаном берегу.
К этим местам можно подъехать на машине для выброски.

Дорога назад гораздо менее приятная, около 80 км по грунтовке и около 200 по шоссе до Надвоиц, всё это заняло около 6 часов езды в микроавтобусе. Поход закончен.
Написано 19 октября 2009 года.

Теги: , , , ,
Смотри ещё:
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.