Поход по горному Алтаю в районе Белухи осенью 2008

Озеро Кюльдуайры
Рассвет на стоянке Тухман
Наш лагерь около Караайры

Когда-то я написал этот отчёт-рассказ в ЖЖ во многих частях, было это в 2010, а сам поход был в 2008. Прошло уже очень много времени, четырнадцать с половиной лет со времени этого путешествия, Юли уже нет среди живых, а я с тех пор провёл более сотни разных путешествий, и сейчас я переношу этот текст на новую версию сайта в апреле 2023, чтобы он тут остался как часть меня и моей жизни. Я немного подредактировал и дополнил текст, загрузил новые более качественные фотографии. Дополнил некоторыми воспоминаниями.

Подробный рассказ о походе по Алтаю в районе Катунского хребта осенью 2008.

Ходили 3 по 23 сентября 2008 года, ходили я и Юля. 20 дней провели в горах и несколько дней дороги было до гор, и почти 6 дней дороги было на поезде, всего это путешествие заняло у нас около месяца!

А это видео я не публиковал ранее, это не фильм, это просто всё видео что мы снимали в том походе, собранное в один ролик. Для видео у меня был с собой маленький фотоаппарат, мыльница. В те времена фотоаппараты только начинали снимать видео, поэтому параметры съёмки скромные. Фотоаппарат мог снимать видео 640х480 кусками не более 15 секунд, а длиннее снимал 320х240 точек. И всё равно для меня дороги те редкие кадры.

Часть 1. Горный Алтай, начало

Добрались мы до Барнаула на поезде, потом доехали до Усть-Коксы, и кое как до Тюнгура, ближе к вечеру :) Не без приключений :) По пути водитель пробил колесо, поехал по короткой и более раздолабной дороге, долго матерился потом. Трансфер от Барнаула стоит 1100 рублей с человека.

Около Усть-Коксы нас тормознули погранцы, у меня были оформленные пропуска, но на заставе их не нашли. Отправили в Усть-Коксу получать пропуск. Пришлось переночевать где-то около Усть-Коксы на берегу Катуни. Утром занялись пропусками. Погранцы сказали что нет пропуска, и нужно приглашение кого-то из местных, или ждите месяц пока оформят новый.

Пока мы сидели и думали что делать, к нашей поляне подъехали два местных мужика, оказалось они очень грустят от того что им нечего пить, всё пропили. И также им было скучно, поэтому они были очень общительны. Мы быстро подружились, а ещё через некоторое время они написали нам приглашение :) Я сходил в погранчасть и в середине дня у нас уже был новый пропуск. Как сказали местные, пропуск потеряли специально, потому что Юля была украинкой. А с Украиной уже тогда не дружили.

Ловим маршрутку до Тюнгура и за 100р доезжаем до этой деревни с местными женщинами. Когда они узнали что мы из больших городов, стали спрашивать про лифт, им почему-то очень хотелось покататься на лифте, а они лифтов никогда в жизни не видели. Деревенские были женщины.

Вышли из Тюнгура, перешли Катунь по старенькому подвесному мосту и направились в сторону Кучерлы. Прошли мимо турбазы и славной деревни Кучерла, и вот первый вечер на Алтае, среди огромных сосен и лиственниц, неподалёку от реки Кучерла разбили лагерь.

Фото из старого ЖЖ, но новых стоит новый копирайт

Погода в это время на Алтае уже не супер, сезон заканчивается, на базе не было почти никаких признаков жизни, последние группы уезжали домой, а мы только уходили в горы, впереди было двадцать с лишним дней автономного путешествия по горам.

И действительно, на утро следующего дня всё затянуло туманом, опустились облака и начал накрапывать дождик. Обычная мелкая морось, которая может идти вечно. Пошли в сторону перевала Кузуяк в соседнюю долину Аккема.

Лес при подъёме на п. Кузуяк

Внизу у Кучерлы ещё особых признаков осени не наблюдалось, а вот немного поднявшись в горы мы попали в начало осени. До перевала Кузуяк шли в облаках, периодически наблюдая выглядывающие из них горы. Красиво. Огромные лиственницы, ёлки, кедры. Елки там надо сказать необычные, Алтайские. Я привёз парочку таких в Питер, одна похоже хорошо прижилась. Ещё я привёз несколько кедриков, им питерские условия понравились меньше, но парочка кедриков ещё растёт на моей даче, но пока не прижились. (Кедрики засохли, а одна ёлка прижилась и растёт у меня на даче upd 2023:)

Немного спустившись с Кузуяка мы встретили стадо диких лошадей, и ещё немного спустившись нас накрыла непогода на два дня, пошел дождь. Поставили палатку, тент, заготовили много дров, ждём погоду. Так мы сделали первую днёвку, а может и две, уже не помню.

За перевалом Кузуяк, в долине Аккема осень видимо наступила раньше, пейзажи были более осенними. А после двух дней дождя и снега опять вышло солнышко, растапливая белые шапки на лесистых хребтах вокруг. Мы пошли дальше.

Мы расположились на берегу Аккема недалеко от моста. Мы никуда не торопились, а виды вокруг были великолепными, поэтому шли не много. Да и волшебный Аккем очаровал нас. Мы поняли почему он тут считается священным, достаточно посидеть на его берегу в медитации и послушать его.

На другом берегу Аккема росли огромные величественные лиственницы. А по долине плыли остатки облаков. Красота!

Наш дальнейший путь лежал по Ороктойской тропе, идти вверх по разбитой тысячами лошадьми с коммерческими туристами, нижней тропе, совсем не хотелось. И виды с Ороктойского хребта ожидались красивейшие. Поэтому мы так и запланировали маршрут, по Ороктойской тропе к Текелю и потом к Ярлу, и от туда к Аккему. Дальше мы хотели пойти к Кучерлинскому озеру, где я был в прошлом году, но до туда мы не дошли :) Мы по долго стояли в красивых местах и не торопились.

Все тучи рассеялись, и мы медленно ползли вверх, предстоял километровый набор высоты. Вес наших рюкзаков явно зашкаливал за комфортный.

По пути встретили стадо диких лошадей, они гуляли где-то в долине Ороктойского ручья. Потом их ещё встречали в долине Ярлу. Они были спокойные, мы их немного пофотографировали.

Алтайские лошади

После начала подъёма, Ороктойская тропка петляет вдоль хребта, иногда с него открываются красивые виды на соседние горы.

Поставили палатку на самом Ороктойском перевале, пришли туда в темноте. Поднимались мы очень медленно, рюкзаки у нас были очень тяжелые. На выходе у меня рюкзак был около 45 кг, еды несли на 25 дней, плюс ещё зачем-то взял верёвку, да фототехники много, да штатив…

Тропа ближе к перевалу была засыпана слоем снега, местами 10-15 см. Под снегом лежал толстый слой алтайской грязи. В результате добрались до перевала в темноте. Поставили палатку на самом перевале, немного присыпав её снегом со стороны ветра. К утру снег подтаял, хотя фото сделано уже днём, утром мы никуда не торопились :)

Пройдя ещё немного, мы встали в верховьях ручья Тухман, на стоянке Тухман. И налегке пошли гулять по близлежащим хребтам. Закат и рассвет с той точки просто великолепен! Видно высочайшие горы Катунского хребта включая Белуху. В этот раз белуха была в облаках, а в 2007 я тут снял отличные фото. В 2007 я уже ходил по этой тропе с Димой, Ирой и Таней, той же компанией, с которой мы были на Кавказе в 2006.

Пейзажи от рассвета до заката от стоянки у ручья Тухман.

Здесь мы встретили единственную туристическую группу за весь поход, они пришли на стоянку Тухман во второй половине дня. Хорошо отдохнув, и встав на рассвете, выдвинулись по Ороктойской тропе дальше. Обычно там бывают проблемы с водой, но сейчас благодаря снегу можно было не торопиться. Начиная с долины малого Араскана уже открываются виды на высокие горы Катунского хребта.

Между долинами малого Араскана и Балтыргана тропка раздваивается. Прямо тропа уходит в долину Балтыргана и потом Коира, и направо, траверсом через перевальчик уходит в долину реки Караайры. Мы пошли направо. Шли мы не торопясь, созерцая красоты, поэтому встали не доходя километров 5 до озера Кульдуайры, куда собирались дойти за один день, в большой долине заросшей травой и кустами.

Мы рано пришли на озеро Кюльдуайры и прекрасно провели время на берегу этого красивого места. Поскольку время было, решили сделать баню. Для этого я использовал небольшой тентик и кусочек полиэтилена. Получилась совсем небольшая банька в которую надо было заползать, но тёплая. А в озере ледяная вода, и баня, и красивейшие горы вокруг — красота! Да и солнечно было.
Уходить от туда не хотелось, но…
Дальнейший наш путь лежал в верховья Текелю.

Часть 2. От озера Кюльдуайры до верховий долины реки Текелю

Уже было утро 13 сентября 2008 года. Тропинка от Кюльдуайры идёт некоторое время по выжженному лесу и начинает забираться на хребет отделяющий долины Текелю и Араскана. Пошли, набираем около 300 метров и выходим на плоское плато со скальными останцами вдоль Аккемской долины. Плато заболочено и постепенно понижается в сторону обрыва Скынчак. Отсюда берёт своё начало ручей, сбегающий по крутому склону около спусковой тропы в низовья долины Текелю, по ней я ходил в 2007 году. А в этот раз мы решили пойти другим путём. Обойти обрыв Скынчак по верху, и спуститься в долину Текелю около третьего (от низа) ручья.

Вдоль восточного борта Аккемской долины почти везде встречаются скальные останцы. Это выходы прочных горных пород устоявших перед выветриванием. Они возвышаются на 2-10 метров и тянутся грядами вдоль хребтов. Их кстати видно даже от стоянки в верховьях Тухмана.

Поднявшись ещё на 400 метров проходим около вершины 2691метров и спускаемся ко второму ручью. Этот небольшой ручеёк образует огромный водопад в середине обрыва Скынчак. Но мы его так и не увидим. Найдя ровную площадку под палатку, встаём на ночь около этого самого ручья. Опять не дошли до запланированной точки, но нам и не важно, тут прекрасная стоянка, и вода есть. А красиво как!

Ночью являемся свидетелями интересного атмосферного явления — лунного гало. Сначала появилась луна из-за склона, потом появились очертания гало, потом оно усиливалось и росло в размерах, пока совсем не исчезло. Ночью было холодно, всё покрылось льдом, стояли на приличной высоте. Я впервые видел лунное гало.

Утром, набрав ещё около 300 метров, выходим к третьему ручью, начинаем искать спуск. Этих мест я уже не знаю, да и идти сюда не планировал, идея этого маршрута возникла спонтанно. Поэтому пришлось немного поискать спусковую тропку.

Тропинка над обрывом Скынчак вообще мало выражена и читается только в тех местах, где ей логично проходить в определённом месте, а там где идти можно разными путями, тропинки нет. Начинается она после этого самого ручья, серпантином сбегая вниз левее ручья.

С края обрыва Скынчак открываются великолепные виды на долину Текелю, на фото ниже.
А сама долина сказочно красива, Река Текелю прорезает много выходов горных пород образуя много водопадов, ущелий и каньонов.

Виден водопад-красавец в средней части Текелю, даже с 500 метровой высоты он великолепен.
При этом пройти по долине очень не просто, внизу каменный хаос и скальные полки, до большого водопада мы так и не добрались.

Спусковая тропка достаточно хорошо читаема и однозначна, идёт по склону 25-40 градусов, местами по лёгкой сыпухе, внизу местами скользкая, но не сложная. Спуск около 500 метров. Выходит она на гряду скал образующих очередной водопад, скалы заросшие лиственницами и кустами

Осень здесь уже была в разгаре. Желто-красные деревья, кусты, трава и даже мох, и погода наладилась. Было ощущение что мы попали в сказочную страну. Немного спустившись вниз, нашли поляну на берегу Текелю, недалеко от водопада, около огромных кедров. Решили остановиться, слушать журчание Текелю и шум водопадов, а потом основательно погулять по этой сказочной стране водопадов.

Часть 3.  Долина реки Текелю — в осенней стране водопадов

14.09.2008. Спустившись в долину Текелю к вечеру мы попали как раз к двум большим водопадам. Реку Текелю постоянно преграждают скальные выходы, и падая с них, река образует множество водопадов, а иногда прорезает в них глубокие каньоны.

В прошлом (2007 году) я был в долине Текелю внизу, но до водопадов тогда не дошли, было мало времени, и ландшафт там оказался крайне сложно проходимым. Низ долины просто завален камнями, от полуметровых размеров до десяти метровых глыб. Ходить невозможно, нужно фактически как-то среди этих камней пробираться, при этом вверх-вниз расстояние преодолеваешь значительно больше чем вперёд.

В этот раз мы были выше основных водопадов, 60-ти метровый водопад находится в трёх километрах от Аккема, и в 4-5 км от нас. Ещё один большой водопад около самого Аккема, его даже частично с Аккемской тропы видно, обычно его всем и показывают. Остальные гораздо более труднодоступны.

Кстати этот 60-ти метровый водопад образует тот ручеёк около которого мы ночевали день назад.

А сейчас уже была осень, только некоторые деревья были зелёными, кроме вечно зелёных кедров конечно.

На следующий день проснулись на рассвете и пошли гулять по долине. Целью были водопады.
Местами читается тропка, а местами пропадает. На пологих участках река разливается на много рукавов и петляет среди кустов. Дошли до большого водопада с красивейшей чашей, куда лился весь поток чистейшей воды. Здесь Текелю прорезала горные породы образуя глубокий каньон причудливой формы. Постепенно остатки тропы закончились и скалы стали совсем отвесными и мы вернулись в лагерь.

После завтрака собираемся в путь, погода начинает меняться и мы хотим успеть в долину Ярлу.
Вышли в результате не рано, шли не спеша, в ярлу не успели :)) Зато в верховьях Текелю было волшебно красиво!

Поднялись выше скального выхода около которого жили и пошли по тропке вверх. Вверх тропа лучше чем к водопадам, хотя тоже местами теряется, петляя в обход скал. К водопадам тропинка больше не подходит, хотя они по реке есть, хоть и без окружающего их леса. Ещё выше Текелю течёт вне зоны леса.

Местами среди камней встречаются кусты чёрной смородины — какая же она была ароматная! Мы собирали её для чая, и ещё некоторые травы, какие знали. Местные мне там насоветовали алтайский чай — бадан по нашему (который у моей бабушки на клумбе рос), он там дикий в горах растёт. Мне лично не понравился — жуткая дрянь по моему :))

В конце концов жопа всё же накрыла нас. Пощёл снег, даже метель, задул ветрюга, и мы последний час шли пробиваясь через очередное высокогорное болото, снег и ветер. Алтайский осенний набор, всё включено :)

В результате поставили палатку, перейдя через Текелю на её левый (орографический) берег, найдя более-менее сухую площадку, относительно конечно, сухих мест там просто нет.

Еду готовили на горелке в палатке. Ночью стихия ещё больше разбушевалась и я даже подумывал уже, не сорвёт ли тент с нашего штормового «хоббита» в котором мы жили. Порывы ветра прогибали каркас до моего спальника, было впечатление, как будто ветер наступает периодически на нас своей огромной мягкой лапой.

К утру всё засыпало снегом, вышло солнце и нам показали потрясающее утро.

Часть 4. Верховья Текелю и Ярлу

16 сентября. Ночью стихия разыгралась не на шутку, выпал слой снега, и утром всё вокруг было белое, также количество воды в болотистом грунте вокруг значительно увеличилось, мы слегка поплыли :) Хоть и ставились на бугорке, а сантиметров на 10 ноги в воду проваливались рядом с палаткой, в тамбуре была лужа.

Вскоре утреннее солнце начало топись снег и облака над нами поредели. Вылезли из палатки — красота !

Побегал с фотоаппаратом немного перед завтраком. Потом собираемся и в путь. До долины Ярлу совсем чуть чуть осталось.

Завтрак в горах

Поднявшись немного по Текелю, стали забираться на её левый (орографический) борт, стало немного суше. Выраженных троп в сторону Ярлу не встретили. Только ближе к месту начала центрального хребтика в Ярлу появилась тропка. Также хорошая тропа идёт вдоль края долины Ярлу.

Вид открывшийся в сторону Ярлу был сказочным, а как ещё может выглядеть волшебная долина Духов? :) Последние облака убегали по Аккемской долине, расчищалось прекрасное синее небо, и только по склонам высоких гор продолжали ползти остатки облачности. Мы зависли на перевали Ярлу на некоторое время.

Тропа протоптана лошадьми коммерческих туристов, но не очень набитая. Местами даже теряется. Идёт большим кругом по верху долины, забираясь вверх метров на 400-500 до высоты 2900 метров. Скорее всего она выходит на верхнюю тропу идущую вдоль Аккема от низа Текелю, и спускается в Ярлу около Аккема. Мы до туда не пошли и срезали спуск, выйдя около «Сердца», где сливается два ручья Ярлу.

Сердце — это конечная часть центрального хребта с ярко выраженным красно-сиреневым цветом.

Поднялся сильный ветер и мы пошли вниз. .

Долина Ярлу сложена из мягких глинистых пород разных цветов и из разноцветных горных пород. Поэтому склоны Ярлу размываются потоками воды и снега и выглядят очень интересно.

Спуск по склону без тропы местами был крутоват, местами петляли, обходили крутые участки, но в целом ничего сложного, всё проходимо.
Внизу нас ждала сама река Ярлу. Мы вышли около слияния северной и южной приток, около «Сердца». Вода в ручьях Ярлу очень мутная, глинистая. И разноцветная! В Северной и Южной притоках разного цвета. В одной имеет красноватый оттенок, а в другой зеленоватый.

Внизу было очень тепло, очень солнечно и красиво, и очень тихо и спокойно. Такой огромный контраст по сравнению с верхней тропой где дул ветрище. Долина Ярлу заросшая лиственницами, а выше зоны леса растёт трава и карликовая берёза, как и везде на Алтае.

И во всей этой огромной долине не было больше ни одного человека! Мы там были одни. Кайф.

Уже не туристический сезон, все уехали из этих мест. А обычно тут собираются большие тусовки, как последователей Агни-йоги и Рерихов, так и просто любителей помедитировать в красивых местах силы. А Ярлу и верховья Аккема безусловно такими местами являются. Это сильнейшие места!

Мы решили тут некоторое время пожить, облазить всё вокруг, отдохнуть, посетить Рериховский камень и всё тут прочувствовать. В итоге мы провели в долине Ярлу целых 4 прекрасных дня. Идеи пойти в долину Кучерлы окончательно растворились.

Часть 5. Сказочная долина Ярлу. 16-19 сентября

В долину ярлу мы спустились во второй половине дня, светило яркое солнце, было тепло тихо и спокойно. Впечатление от этой долины непередаваемо, это был какой то другой сказочный мир. Мы попали туда и решили что дальше мы никуда не пойдём :) хотя первоначально, великие туристические идеи у меня ещё были :))

В долине Ярлу есть достаточно много мест для палаток, обычно там живут люди, приехавшие сюда для медитации, или просто посетить это прекрасное место. Поэтому там очень чисто, ни где не валяется мусора, всё прибрано, местами даже тропинки камушками выложены. Там в каждом сантиметре чувствуется огромная любовь живших здесь людей. Прекрасное место.

Склоны долины Ярлу глинистые, частично заросшие лиственницами. Чем выше в горы, тем меньше деревья. Выше зоны леса растут карликовые берёзы и травы.
Где-то посередине долина раздваивается на южную и северную, их разделяет красивый разноцветный хребет сложенный из разноцветных камней, глин и ещё каких-то пород. Река Ярлу постоянно подмывает породы и оголяет камни в русле. Хоть река и маленькая, русло её огромное, видимо бывают случаи, когда она очень разливается.

В южной части долины, метров в 500 выше зоны леса есть загадочное место, Рериховский камень. Ходит множество легенд о том, что это такое и откуда он там взялся. Говорят Рерих во время своей Алтайской экспедиции (а стоял он недалеко от этих мест) посещал долину Ярлу, и пометил этот камень своим знаком и синим крестом, как место силы. Хотя также говорят что он тут никогда не был:). Так же его называют энергетическим камнем, также есть много других легенд и названий. Вплоть до того, что Рерих принёс его сюда из Гималаев :)

Уже в наши дни разные люди построили вокруг него целый сад камней. Построили огромное количество различных каменных построек пирамидального типа, может это энергетические резонаторы и другие устройства, а может просто для красоты построили. Так же там выложены рисунки, символы и мантры.

Камень действительно удивительный, вокруг в долине в основном камни другой формы и строения.

В любом случае место там особенное, это я гарантирую. По моим ощущениям там место силы во всей долине Ярлу и верховьях Аккемской долины, включая Аккем и несколько ниже. А долина Кучерлы уже совсем другая.

Незаметно прошёл день, и уже следующий подходил к концу, и горы начало затягивать тучами, чувствовалась смена погоды.

Каждое утро по долине бегал молодой парень с метеостанции на Аккемском озере, алтаец в шляпе, он там живёт и перевозит туристов через Аккем на лодке за небольшие деньги. И другим безносом занимается :) Увидев нас, он каждый раз сильно удивлялся, особенно велико было его удивление, когда на следующий день нас полностью засыпало снегом.

Ночью мы проснулись от какого-то фыркания и топота, в долину пришли лошади, большой табун. Немного напугали нас :)

Как ни странно, в долине Ярлу без проблем можно найти дрова (сушины и поваленные ветром деревья). Для этого конечно нужно подняться метров на 100 по склону. Я был рад что взял с собой хорошую лучковую пилу, она как раз нам пригодилась.

Я залез на центральный хребтик, погулять, пофотографировать. Подъём не сложный, улететь со склона сложно, хотя местами можно. Виды с хребта изумительные.

На спуске меня застал снег, так же усилился ветер, небо затянуло, всё шло к непогоде.

Река Ярлу является небольшим ручейком с мутной водой. Пить эту воду нам не захотелось, питьевая вода течёт в маленьких ручейках-притоках Ярлу, которые встречаются через каждые 200-500 метров и сбегают с гор.

К вечеру повалил снег. Огромные снежные хлопья сыпались с неба, тучи закрыли всё и саму долину стало не видно. Было понятно что это на долго, и снега выпадет не мало. Последние мои надежды уйти в долину Кучерлы, что бы не идти по грязнющей, разбитой лошадьми, нижней Аккемской тропе меня покинули, и пока ещё что то было видно, мы пошли погулять по Акему.

Часть 6. Ярлу в снегу

Было уже 19 сентября 2008. На третий день в долине Ярлу погода совсем испортилась, после обеда повалил снег, похолодало.
Пока мы были в Ярлу, она была всегда разной, и сейчас, когда выпал снег, все виды вокруг преобразились.

Пошли погулять к Аккему. Тропинка идёт вдоль всей Ярлу, и метрах в 500 от Аккема уходит налево через небольшое возвышение, срезая путь к метеостанции. Река Ярлу поворачивает и уходит ниже метеостанции.

Метеостанция на Аккемском озере — центр цивилизации. Там есть несколько домов, ларёк, баня, места для палаток и обычно куча людей. Местность там жутко грязная и разбитая, также, везде течёт вода, без резиновых сапог там лучше не появляться.

Также на берегу озера есть база спасателей, база КСС, немного выше. Там места гораздо симпатичнее, и так же есть баня. Ещё есть небольшая база на несколько километров ниже озера.

Мы дошли до Аккемского озера и немного прошли вдоль восточного берега. Пофотографировали красоты, и как совсем повалил снег, пошли назад в лагерь.

Первый снег на земле быстро таял, а на деревьях образовывал белые шапки, а к вечеру подморозило, снег перестал таять, и через некоторое время вся поверхность земли была в снегу. Ночью было холодно, а утром, утром было очень красиво!

Часть 7. Зимний Алтай

20 сентября 2008 года, всю ночь шёл снег, а под утро ещё похолодало. Проснулись, а всё засыпано как зимой :)) Даже сапоги замерзли в палатке. Спать с сапогами в спальнике ну совсем не хотелось, пришлось отогревать. К тому же у меня были удобные тапочки, типа галоши из пены, очень удобно для походов.

Ночью в долину пришло стадо лошадей, сейчас они стояли в верховьях долины, травку кушали.

А после позднего завтрака вышло солнышко, решаем сниматься и идти на Аккем, погулять по озеру, сходить на верхнее озеро и назад, вниз. Снег на северном склоне стремительно таял. На подходах к Аккему снега было существенно больше, сантиметров 15 где-то.

Мы пошли по восточному берегу Аккема, не переходя реку вброд, к верховьям Аккема. Тропинка вдоль озера хорошая, не такая грязная, как около метеостанции, но местами сильно петляет по склону.

Панорама Аккемского озера.

Какое же оно было красивое, Аккемское озеро! Синее небо, зеленоватая вода, и деревья в снегу, из под которого виднелась осень..

Часть 8. От Аккема вниз, дорога домой

Выше Аккемского озера река течёт в виде нескольких рукавов, а около самого озера образует целую сеть ручьёв, которые текут по песчано-глиняному грунту.

Выше Аккемского озера (Ак-Кемского озера) тропинки идут с обеих сторон реки, а перед моренной грядой есть хлипкий мостик через Аккем. Дальше тропинки объединяются в одну, которая идёт вдоль реки петляя и ненадолго разветвляясь среди камней морены.

На морене стоит часовня в память погибшим альпинистам, спасателям и туристам.

Стоит она выше Аккемского озера, на берегу реки, высоко, на моренной гряде среди камней. Выше начинается разлив Аккема называемый верхним Аккемским озером, а ещё выше начинается Аккемский ледник и стена.

Строили ее профессиональные строители из Горно-Алтайска из команды архитектора часовни Кирилла Хромова. Он и его команда специализируются на таком строительстве. Они, в том числе, строили церковь в Антарктиде, единственную в своем роде. Часовня построена на деньги альпинистов, туристов, родственников оставшихся в горах, друзей и еще многих и многих хороших людей со всего бывшего СССР.

Вниз от часовни открывается вид на озеро, а вверх на верхнее озеро (разлив) и ледник, так же видно Белуху.

К часовне мы ходили без рюкзаков, оставили их у начала морены. Тропа в общем не сложная, но по скользкой засыпанной мокрым снегом тропе с рюкзаками, идти было бы неприятно. Единственное за что мы опасались при этом — это мыши и другие грызуны :) Там их везде полно. Могли всё что угодно сожрать.

Река Аккем начинается от ледника, вытекает из него, а по бокам от ледника идут большие моренные гряды. А ещё выше — величественные скалистые горы.

Панорама Ак-кема

Пока мы гуляли день подошёл к концу. Близлежащие горы раскрасили закатные краски, и я почти на бегу снимал последние панорамы. Смотрел по времени съёмки фотографий потом, менее 30 сек на 10 кадровую панораму :)))) Уже пора было торопиться. На Алтай приходила зима.

На прощание мы посмотрели на долину Ярлу с берегов Аккема — какая красота. На прощание закатное солнце подсветило её желтыми лучами.

На этом наш поход ещё не закончился, но осталась только дорога вниз, в цивилизацию. Каратюрек весь засыпало снегом, идти туда было бы опасно, да и времени уже не было.

Нам предстояла нижняя Аккемская тропка. Я знал конечно что она ужасно грязная, и что лучше там не ходить, но я не думал что на столько :))
А в этот день мы прошли километров 5 вниз и встали в темноте у ручья. Пока ещё тропинка была прекрасной, а потом…

21 сентября 2008 года.

Ак-кем священная река. Как и всё на Алтае в тех краях. Она очень необычная!
Вечером мы долго лежали в медитации и слушали шум воды, каждый услышал своё. Лично я слышал пение невероятных эльфийских голосов и переливы неимоверных звуков. Великолепный концерт Ак-Кема. (Крыша моя не съезжала, ничего мы не употребляли :))

А на утро был мороз, всё покрылось льдом и снегом. Но вскоре вышло солнце и быстро потеплело, был хороший день.

Идти нам было далеко, хорошо хоть вниз. Быстро собрались и пошли.

Тропинка ещё была хорошей, более-менее чистой. Она петляла по склону Аккемской долины. Километров через 10 от озера, борта долины становятся крутыми, к берегу реки подходят осыпи, а тропинка пробирается через еловый дремучий лес выше.

В лесу растёт много брусники, периодически останавливаемся, кушаем. Судя по кучи встреченного говна, мишки тут тоже любят покушать бруснику, идём по следам медведя. Дерьмо его лежит прямо на тропинке, судя по его виду, скушал он её не мало :) И судя по пару исходящему от кучи, медведь где-то совсем рядом. Идём аккуратно.

Иногда Аккем течёт по ровному дну долины, среди гладких валунов, а иногда его зажимают горы. А в какой-то момент Аккем уходит в каньон. Тропа тут раздваивается, одна уходит наверх по осыпи, и верхом по лесу обходит каньон, а вторая идёт по низу, вдоль реки, петляя обходя обрывы и скалы. Это тропа Дураков о которой нам рассказали потом местные :))) Мы по ней и пошли.

Лезть вверх не хотелось, а тропа Дураков была натоптана не особо меньше обычной. Но вскоре она стала существенно хуже, стала экстремально петлять по склону над обрывами, упорных дураков было всё меньше и меньше. А мы всё шли и шли по этой тропе. Потом я конечно понял, что это тропа не та, но надежда что она выведет куда-нибудь была велика, возвращаться не хотелось. Где то через 2 км после своего начала тропинка упёрлась в большую скалу, после которой шёл каньон среди скал. Дальше тропинки идти было некуда. Поэтому она шла наверх :) Это место до которого доходят самые упёртые дураки. И мы дошли. Тут то и пригодилась моя верёвка которую я протаскал весь поход без дела, а теперь я повесил перила вдоль скользких камней. Хорошо хоть дальше по скалам не полезли, пошли на верх, до верхней хорошей тропы оказалось не так много, метров 100 по косогору заросшему лесом. Теперь верхняя тропа казалась очень очень хорошей :) Хотя она была такой же грязной как и раньше.

Тропа эта широкая и прямая, по ней ходят лошади. Никакого экстрима до конца уже не будет. А вот количество грязи всё нарастало. Местами мы проваливались сантиметров на 20-30 в глинистую чёрную жижу. Это была смесь глины с лошадиным дерьмом. Пройти хотелось побольше, а потом и ручьи со стоянками все исчезли. Закончилось всё это 4 часами топания почти по колено в жижи в темноте. Потом всё же встали у ручейка, почти в конце каньона, в тёмном лесу.

Как только мы сняли с себя ходовую одежду, переоделись и поставили палатку — сразу достали шоколадки. Тут выскочил мышь, и вцепился лапами в шоколад. Мы подходим, светим на него фонариком, а он только смотрит на нас бешеными глазами и грызёт шоколад :))) Шоколад отобрали, положили в палатку, через несколько секунд слышим — он и там его грызёт. Пришлось выгнать его на улицу, отдав кусок шоколадки и печенюшку :))) За ночь всё сгрыз.

Это после ночного перехода по тропе

Утром слегка помылись, почистились, и дальше в путь. Через пару километров борта долины стали пологими, тропа стала шире и лес лиственным.

Вскоре вышли на поляну именуемую «Три берёзы» Действительно красивое место, огромная поляна, на которой растут огромные берёзы. Они ещё были жёлтые, и как раз опять пошёл снегопад. Только пару огромных куч мусора портили вид.

Ещё ниже Аккемская долина стала широкой и пологой, тропа превратилась в дорогу. До «Трёх берёз» теперь можно доехать от Кучерлы на грузовике, на 66-м.

В долине много полей и пастбищ, покосов, местами растут большие деревья. Очень красивый вид.

Тем временем снегопад стал совсем сильным, мы свернули в сторону перевала Кузуяк. Ещё предстояло подняться на последний перевал (около 650 метров вверх), и внизу уже цивилизация и конец маршрута. Но ещё был целый день впереди :)

Часть 9. Последний перевал, опять осень на Алтае

22 сентября 2008 года, мы продвигаемся дальше.

Впереди был переход через не сложный перевал Кузуяк по дороге, 1513м над уровнем моря, около 650 м. вверх и столько же вниз. Уровень деревень Кучерла и Тюнгур около 850 метров, от Тюнгура ходят маршрутки. Да и от базы высотник можно уехать, летом :)

Тюнгур достаточно крупный посёлок, как раз где-то в 2008 году там установили сотовую вышку мегафона, так что теперь связь на Алтае есть. Берёт по всем высоким хребтам до Белухи. В 2007 связи не было.

А Кучерла — небольшая деревня на берегу одноименной реки. Стоят небольшие деревянные домики, люди пасут скот, разводят свиней и по виду живут они ещё в древности.

Единственный оплот цивилизации в тех краях — база ЛенАльпТурс «Высотник» находится она напротив Тюнгура, на южном берегу Катуни. Но и там цивилизация присутствует только в летний сезон, сейчас там уже никого не было.

Пока мы шли вверх, снег на время закончился, туча осталась внизу долины, и на время нам показывались окрестные виды.

По сторонам опять началась осень, за последние две недели деревья здесь ещё пожелтели, но не осыпались ещё.

Нас опять догнала туча, накрыла с головой и опять начался снег.

Около перевала Кузуяк мы выкопали по нескольку кедриков и ёлок, дальше они путешествовали с нами.
Питерские условия кедрам не очень понравились, но парочка ещё живёт у меня на даче, хотя и не прижились ещё. А Алтайской ёлке очень понравилось у меня на даче. Стоит зелёная вся такая, с иголками длиннющими :) (На 2023 год всё ещё растёт на даче:)

После спуска с перевала Кузуяк дорога идёт по полю, и пройдя небольшой лесок выходит к мосту через Кучерлу. Около этого моста справа есть хорошие стояночки, удобные для завершения маршрута. Встали на берегу Кучерлы на против деревни уже в темноте.

Местные не беспокоили, они там вообще спокойные и добрые.

Развели большой костёр, повесили тент, постирались, помылись, посушились, и спать. Завтра в 5(или в 6, не помню) утра из Тюнгура уходила маршрутка в Усть-Коксу, а оттуда ходят большие автобусы до Горно-Алтайска, Бийска и Барнаула. Летом ходят прямые маршрутки от Высотника до Барнаула, около 750 км, целый день в пути. Но автобус идёт гораздо дольше :)

У нас остался ещё один запасной день на дорогу, мы решили выехать пораньше, сначала до Усть-Коксы, и потом как получится. Потому что обратные билеты от Барнаула уже были куплены, а денег на дорогу до Барнаула на автобусе немного не хватало :)

Ночью стоял такой густой туман, такой что видимость была метров 10-20, а ещё и темно было. Фонарик туман почти не пробивал. А ещё я и компас убрал на дно рюкзака, конечно же :) Рано утром, когда мы шли до Тюнгура, погода была такой же. В результате в Кучерле повернули не на ту дорогу, ушли вдоль реки. Там не так и много дорог, но их пересечение весьма запутано :) Пришлось вернуться и поторопиться. Маршрутка в Тюнгуре уходит от подвесного моста через Катунь. Она немного задержалась, народ уже стоял, ждал её. Вскоре подъехала газелька и мы со всем своим барахлом туда влезли. Через час пути были в Усть-Коксе.

Часть 9. Усть-Кокса и дорога домой

Было 23 сентября 2008 года на Алтае, мы добрались до Усть-Коксы .

Это районный центр, там находится погранчасть, администрация и ещё много чего.
По площади этот посёлок занимает наверно пару квадратных километров, тянется вдоль реки Кокса, и там же Кокса впадает в Катунь.

Раннем утром мы были в Усть-Коксе. Наш следующий автобус был завтра утром, так что оставалось только отдыхать на берегу великой реки — Катуни. Что мы и сделали.

Вот тут мы и остановились ещё на один день, на берегу Катуни.

Погода была прекрасной, светило солнце, было тепло и сухо, на высоком берегу не было грязи. В Катуни можно было купаться. Конечно вода наверно была градусов 8, но всё же. Кайф. Мы отдыхали.

За день мы высушили все вещи и перепаковали рюкзаки. Решили весь хлам запихнуть в мой, что бы за багаж не платить 2 раза :)

Я сходил в Усть-Коксу, сделал несколько фотографий. А в остальном больше ничего не делали :)
Так и вечер наступил, и я ловил последние виды гор…

На переднем плане Катунь, вдали горы, хоть и не высокие, а уже в снегу. Закат был прекрасен. Каждую минуту цвет гор менялся, новые хребты освещались новыми оттенками…

А местные не понимают, чего к ним народ едет, ну горы и горы. Они не ходят в горы. Они мечтают на лифте покататься, или в метро. Хотя бы раз в жизни :)

На берегу Катуни

Ночью было красивейшее звёздное небо, а на утро был мороз, по ощущениям -10 градусов, всё вокруг замёрзло. Собрались мы быстро и к 5 утра пошли на центральную площадь. Оттуда уходят автобусы и маршрутки в Горно-Алтайск и другие города.

Автобус до Барнаула стоил около 1000 руб/чел + багаж (точно не помню, ехать около 700 км). Мы договорились с частником доехать до Горно-Алтайска за 500 руб/чел, а потом он нас ещё довёз до Бийска за 200 рублей, а от Бийска на автобусе где то за 100 р/чел доехали до Барнаула. Там уже транспорт ходит часто, раз в полчаса.

Ну вот и всё :) Вокзал, поезд и долгий путь на поезде Барнаул-Москва, а потом на поезде Москва-Питер домой.

Мой отчёт закончен :).

Я отредактировал и дополнил этот текст в апреле 2023 по записям в ЖЖ от 2010 года.

Теги: , , , , , , ,
Смотри ещё:
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.