По горам Кавказа в районе Архыза. Софийский хребет, голубые озёра

Поднимаемся на Заячьи Ушки
Потрясающий вид на рассвете
Река Псыш

Ходили с 20.08 по 1.09 2006 года, небольшой группкой из 4-х человек: Андрей Пашкевич, Дмитрий Гин, Татьяна Коврижных, Ирина Ермакова.

В серьёзных горах я тогда ещё не был, но давно мечтал :) Всё ни как не складывалось. Слышал много историй про Кавказ, читал много рассказов и отчётов.

Ни кто из друзей туда не собирался, коммерческий туризм тогда ещё не был так развит, как сейчас, когда можно легко присоединиться к любой группе в разные горные походы, например в нашем Клубе Приключений.

А тогда, в конце концов, я решил сам организовать поход по горам Кавказа. Маршрут выбрал не самый простой, но по ходу пришлось его скорректировать по нашим возможностям.

Горы Кавказа оказались сложнее чем мы предполагали, да и шли мы не ради спорта, а погулять, пофотографировать, посмотреть красивые места. К маршруту ни кто особо не готовился. Поэтому это был фототур на Кавказ :)

Помню меня удивила крутизна Кавказских гор, острые отвесные горные пики, громадные скалы, ледники. После гор Кольского и Крыма, горы Кавказ производил сильные впечатление.

В результате мы прошли следующий маршрут: п. Архыз, р. Псыш, долина р. София, пер. Софийское Седло н/к 2640м, Софийские водопады, п. Иркиз 1А 2880м, Софийские озёра, п. Караджаш 1А 2960м, оз. Кратерное, долина р. Псыш, п. Заячьи Ушки 1А 2980 м, Зелёные озёра, верховья р. Кизгич, Чёртова Мельница, р. Кизгич, Архыз.

На поезде приехали в город Невинномысск, от туда на заказанной машине до Архыза (высота посёлка около 1450 метров). Там зарегистрировались у местного спасателя Тохтара и пошли вверх. Погранпосты тогда уже убрали от Архыза, и теперь до самой Софии можно было идти свободно. У нас были оформлены пропуска, потому что мы планировали идти в верховья долин прилегающих к ГКХ, а там везде стоят погранпосты.

Снимал я тогда на плёночные фотоаппараты EOS 5 и EOS 300, была какая то оптика любительской линейки. И штук 20 плёнок профото :) Потом я запарился всё это сканировать и ретушировать, потому что сканил слайд-сканером Minolta без функции аппаратного удаления дефектов. Ещё в те далёкие времена у меня был не калиброванный ЭЛТ монитор, благодаря чему цвета в итоге получились поганенькими и я их не один раз переделывал. Всё это одно из самых бесполезных занятий в моей жизни :) Редактирование плохо отсканеных фоток :).

В следующем году я ещё раз побывал в районе Архыза, в этот раз ходили в другую сторону, к Красной Поляне, горы там пониже, и не такие скалистые и крутые. Поход по горам Кавказа от Архыза до Красной поляны

Когда-нибудь я вернусь в эти места с хорошей техникой :) Надеюсь.

А теперь о походе. Кстати сейчас март 2013 года и я только сейчас занялся написанием статьи о том далёком во времени приключении.

Вёз нас лихой местный водитель, закладывая виражу между гуляющих по дорогам коров не особо сбавляя скорости. В Архызе собирались тучки, погода портилась.

Подождали когда вернётся местный спасатель Тохтар, поставили у него штампик и записались в его амбарной книге для порядка и пошли.

Через Архыз проходит хорошая дорога, немного выше она становится грунтовкой, которая сначала идёт вдоль Большого Зеленчука, потом вдоль реки Псыш до большой тусовочной поляны около стрелки Псыша и Архыза. От туда открываются виды на высокие горные пики, пока не особо высокие, но впечатление о Кавказских горах сложилось у меня именно в то мгновение. Торчащие острые горные пики. Я помню подумал – о как на картинках :)

Здесь дорога разветвляется, одна уходит вверх по долине Псыща, вторая уходит к Лунной поляне и перевалу Пхия вдоль реки Архыз.

Перешли по мосту реку Архыз (притоку реки Псыш), дальше шли до моста через реку Псыш. Здесь дорога ещё раз разветвляется. Одна уходит дальше вверх вдоль Псыша, вторая идёт в долину Софии, нам именно туда.

На подъёме поливал дождик, дорога грязная, местами разбита машинами, постепенно улучшается, как и погода.

Долина Софии расположилась между двумя хребтами, высоким Софийским и пониже хребтом Чагет-Чат. Около горы София 3637м находится одноимённый ледник, с которого падают водопады, это наверно самое красивое там место.

Заканчивается долина не сложным перевалом Софийское седло, дорога по долине идёт достаточно далеко, не помню точно, но километра 2 до водопадов точно была уже тропинка.

Мы бросили рюкзаки в куст около перевального взлёта Софийского Седла, там как раз заканчивается зона леса, высота около 2100 метров.

По долине ещё ползали остатки облаков, а мы пошли посмотреть перевал и поснимать с него. По пути потренировались ходить и зарубаться на снежнике. Все кроме меня впервые были в горах, да и я был в таких высоких первый раз.

С перевала открывается долина Кизгича, за ней хребет Ужум. Вечером там было мрачно.

Возвращаемся к рюкзакам и разбиваем лагерь на склоне около водопадов. Ровной площадки там не нашли, встали на немного наклонной, на траве.

Утром нас окружили коровы, целое стадо. Там их много.

Пошли посмотреть и поснимать водопады, зависли там часа на 2. Красивое место. Есть разные водопады, как совсем маленькие, так и огромные, низвергающие тонны воды и водной пыли вниз. После падения вода продолжает свой бег с огромной скоростью по крутому склону, поэтому даже небольшой ручеёк в  брод там не перейдёшь. Сносит.

Пошли немного назад по долине, и потом по ручью на Софийский хребет, в долину перевала Баш Джоп. По пути пообедали у ручья. Подъём к перевалу Иркиз давался не легко. Особенно подъём на висячую террасу крут. В результате встали на этой террасе, опять же на слегка наклонном склоне.

С террасы открываются красивейшие виды, особенно на рассвете, вниз водопадами сбегают горные реки, вокруг стоят каменные громадины гор. Просто рай для фотографа.

Пошли на перевал п. Иркиз 2880 метров. От террасы до него близко, дошли легко. С перевала открывается афигенный вид на голубые озёра Архыза, из там 3 штуки. Место это популярное, тропа на перевал больше похожа на дорогу.

Спустились к озёрам, покупались, разбили лагерь на маленьком северном озерце, и пошли фотографировать окрестности. На большом озере стояла ещё одна большая группа, больше никого не было.

С мореных гряд вокруге открываются виды на софийскую долину, гору София, голубые озёра, и так же более низкие озерца, например озеро запятая.

Утром по тропинке пошли на перевал Караджаш (Чёрный принц) 2960 метров, западнее его крутая скальная вершина 3171 метр. Поднялись достаточно легко, недостатка кислорода ни кто не почувствовал.

С перевала видно интересное озеро – Кратерное в небольшом скальном цирке, и так же открываются виды на огромные величественные горы Главного Кавказского Хребта, самая высокая из них Пшиш, 3790 метров. Вот это Горы! Огромные остроконечные махины, а далеко внизу бежит река Псыш.

Пошли вниз, немного погуляли по склону, не сразу нашли правильную спусковую тропу, в результате остановились на небольшом горном озере ниже Краторного, с прекрасными видами на долину Псыша.

Выщли после обеда, спустились до реки Псыш по отличной натоптанной тропе среди могучих сосен, внизу разбили лагерь.

Пошли вверх по долине Псыша. Здесь много стоянок внизу и много тропинок вверх. Ориентиров в высоком сосновом лесу не видно, найти нужную тропку к перевалу Заячьи Ушки оказалось не просто. Ходили мы без навигатора, а тут бы он пригодился. В результате мы несколько раз начинали подниматься по тропкам которые вскоре заканчивались. Полазали по крутым склонам, и не сразу нашли нужную тропу. Тропа кстати очень хорошая, натоптанная, но местами смыта лавинными выносами. Поэтому иногда теряется внизу. Поднялись до висячей террасы под п. Заячьи Ушки и Холодовского, там разбили лагерь около симпатичного водопада.

На следующий день продолжили подъём на перевал Заячьи Ушки. С верхних террас открываются красивые виды на Пшиш и верхние озёра. Сам перевал с достаточно большим обледенелым снежником. Немного потренировавшись на пологой части снежника, поднялись на каменистый перевал.

С него открываются виды на ещё более высокие и величественные горы ГКХ, вдали виднеется вершина Каракая 3892 метров, около долины Аксаута. Видно Зелёные расположившиеся на высокой террасе и долину Кизгича.
На противоположном хребте, за Кизгичом на самом верху склона притаилось небольшое озерцо.

Спуск вниз идёт сначала по камням, потом по снежнику и опять по камням до самых озёр. Был конец августа, а одно из озёр на половину закрыто льдом. На этом льде мы поставили палатку, как на самом ровном участке.

Вокруг паслись горные туры, ловко бегая по склонам.

Утром мы увидели фантастические пейзажи.

Ниже озёр спуск по крутому травянистому склону. Я там под скользнулся и подвернул ногу. Нога болела, встали на средней террасе немного подлечить ногу.

На следующий день пошли дальше, нога всё ещё сильно болела, быстро я идти не мог. Решили по долине Кизгича возвращаться в Архыз, тем более время уже поджимало, весь поход шли мы медленно и явно не успевали в соседнюю долину Марухи.

Переночевали в верховьях долины Кизгич и пошли дальше.

В верховьях нас проверили пограничники, всё было ок, и мы пошли дальше. Ниже у них была укреплённая база, а в верховьях дежурили несколько человек.

Вдоль Кизгича идёт хорошая тропа по левому орографическому берегу, потом она переходит на правый берег и ближе к Архызу переходит в грунтовую дорогу. Местность эта относится к Тебердинскому заповеднику и посещать её без пропуска нельзя.

В Архызе легко нашли машину до Невинномысска. Совершили набег на местные магазины и в путь. А ещё нас там в Невинномысске менты оштрафовали за отсутствие временной регистрации, не смотря на все наши отмазки и доводы о том что они не правы.

На этом наш поход закончился.

Это я дома после похода :)
Теги: , , ,
Смотри ещё:
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.